Навигационный треугольник скоростей
Влияние ветра на полет проявляется в том, что относительно земной поверхности вертолет перемещается не в направлении своей продольной оси и не со скоростью, создаваемой двигательной установкой, — его перемещение является следствием двух движений (рис. 5.2): относительно воздуха за счет тяги несущего винта в направлении продольной оси с истинной воздушной скоростью F; вместе с воздушной массой в сторону, куда дует ветер со скоростью U.
Точкой приложения векторов является центр масс вертолета. В итоге движение вертолета относительно_земной_ поверхности будет происходить в направлении вектора w=Y+U. Направление этого вектора определяет линию пути вертолета, а модуль w—величину путевой скорости. Если перенести вектор ветра,
являющийся свободным, в конец вектора воздушной скорости, получим треугольник скоростей (рис. 5.3). В зависимости от условий полета (набор высоты, снижение и т. п.) этот треугольник может находиться в разных плоскостях. Для простоты изложения и по
лучения без погрешностей скорости вертолета относительно земли (W) рассматривают его проекцию на горизонтальную плоскость.
Проекция векторного треугольника скоростей на горизонтальную плоскость называется навигационным треугольником скоростей (НТС).
Элементами НТС являются; МК — магнитный курс вертолета; V — истинная воздушная скорость; НВ — навигационное направление ветра; U — скорость ветра; УС — угол сноса; ПУ — путевой угол (может быть заданным — ЗПУ и фактическим — ФПУ); W—путевая скорость; УВ — угол ветра; КУВ — курсовой угол ветра.
Путевой угол измеряется по ходу часовой стрелки от меридианов, принятых за начало его отсчета, до линии пути. Он может быть магнитным (МПУ), истинным (ИПУ), ортодромичес — ким (ОПУ) или условным (УПУ).
Угол сноса — угол, отсчитываемый от вектора воздушной до вектора путевой скорости. При отклонении вектора путевой скорости вправо от вектора воздушной скорости УС имеет знак плюс, при отклонении влево — минус. Его получают путем расчета или определяют с помощью технических средств.
Угол ветра — угол, отсчитываемый от вектора путевой скорости до вектора ветра от 0 до 360°. При отсчете вправо (по ходу часовой стрелки) ему приписывается знак плюс. Он может быть отсчитан и влево (против хода часовой стрелки), в этом случае ему следует приписать знак минус. УВ используется при решении НТС, он рассчитывается летчиком.
Курсовой угол ветра — угол, отсчитываемый от вектора воздушной скорости до вектора ветра. КУВ рассчитывается летчиком.
Таким образом, в НТС входят три вектора скорости, а также УВ, УС и КУВ. Они характеризуют направление и скорость движения вертолета относительно воздушной массы и земной поверхности. Одни из элементов определяются заданием (ЗМПУ, V), другие — фактическими условиями полета (НВ, U), третьи рассчитываются летчиком или определяются с помощью технических средств (УВ, УС, W, МК, КУВ). Нахождение неизвестных значений этих элементов есть решение НТС.
Для вывода формул, обеспечивающих это решение, установим зависимость его элементов. Из рис. 5.3 видно, что
МК = ЗМПУ — (± УС); Ї (5 2)
УВ = НВ-ЗМПУ. J
Угол сноса и путевую скорость найдем, воспользовавшись теоремой синусов: V/sin yB=£//sin yc=№7sin [180°—(УВ + УС)],
откуда
sin УС = sin УВ;
V sin (УВ + УС)
sin УВ
Углы сноса сравнительно невелики, синусы их можно заменить величиной угла, выраженной в радианах. Приняв радиан приближенно равным 60°, получим значение УС в градусах и его макси-
Таблица 5.1
|
Изменение УС и W при изменении УВ (направления полета или ветра) и неизменной V можно проследить по табл. 5-1, составленной с использованием формул (5.4) и (5.5). При 0^ ^ УВ ^ ± 180° УС изменяется от 0 до ±УСМ[1] и вновь прихо-
Рис. 5.5. Изменение W и УС при изменении скорости ветра |
дит к нулю, a W — от V+U при попутном ветре до V—U при встречном, при УВ = ± 90° W « V (ветер боковой). Строго говоря W= V при УВ = ±90° — УСм/2 [и при УС = 0 в безветрие — см. формулу (5.3)]. Практические выводы из табл. 5.1: при попутном или встречном ветре даже небольшие изменения УВ вызывают существенные изменения УС, для следования по ЛЗП это потребует изменения курса; при этом W почти не меняется; при УВ « ± 90°, наоборот, существенно изменяется W и требуется перерасчет времени полета на этапе, а УС изменяется незначительно; при УВ « ± 45° (или »±135°) небольшие изменения УВ вносят лишь незначительные изменения в УС и W.
Изменение УС и W при изменении скорости ветра, когда курс, V и направление ветра неизменны, можно проследить по формулам (5.4) и (5.5): увеличение скорости ветра ведет к увеличению УС и, как результат, к уклонению вертолета от ЛЗП по ветру (рис. 5.5), а уменьшение скорости ветра — к уклонению в навет
ренную сторону; на W влияет косинусная составляющая вектора ветра, направленная по ЛЗП, при УВ<±90° увеличение скорости ветра ведет к увеличению W, а при УВ > ±90° — к ее уменьшению; при уменьшении скорости ветра зависимости обратные.
Изменение УС и W при изменении воздушной скорости, когда ветер и курс неизменны, показано на рис. 5.6: УС при увеличении
воздушной скорости уменьшается, а при уменьшении увеличивается на величину АУС = YCiAV/’Vi; путевая скорость изменяется почти на такую же величину, как и воздушная, поэтому в процессе маневрирования скоростью можно считать, что Wz~Wi±: AV,
Рис. 5.7. Изменение IF и УС при изменении курса:
о —положение векторов HTC при разных курсах полета; б — HTC после совмещения век-
торов V
где AV=V2—Vi. Чтобы парировать уклонение вертолета с ЛЗП, при уменьшении V необходимо дозорачивать его на АУС в наветренную сторону, а при увеличении V — по ветру.
Изменение УС и W при изменении курса на величину А К, когда V и ветер остаются неизменными, показано на рис. 5.7. Формулы для определения величин их изменения можно получить, раз-
вернув навигационный треугольник скоростей 0АВ вокруг точки А до совмещения векторов воздушной скорости. Тогда
А УСК = АК cos УВ; 1,7ДК sin УВ.
Из формул видно, что величина изменения УС и W при изменении курса зависит не только от изменения курса (ДК), но и от отношения U/V и угла ветра. При полете в плоскости ветра, изменяя курс, следует уточнять УС, а при боковом ветре — W.
В маршрутном полете при выдерживании расчетных данных уклонение вертолета от ЛЗП или изменение времени полета на этапе могут быть следствием изменения ветра. В связи с этим экипаж должен периодически в полете определять фактические УС и W. Согласно проведенным исследованиям при скоростях полета 200—300 км/ч повторные измерения их следует производить весной и летом примерно через 40—50 мин, осенью и зимой через 20—25 мин. При полете вблизи воздушных фронтов — еще чаще. Изменения в курс и время полета вносятся на величину расхождений УС и W с расчетными. Изменяя курс, скорость или высоту, надо представлять, как от этого изменится НТС, и принимать меры к совмещению вектора W с ЛЗП.
При выполнении некоторых расчетов в целях упрощения учета ветра и повышения оперативности их выполнения используется понятие эквивалентного ветра.
Эквивалентный ветер U3 — ветер условный. Представляет собой составляющую фактического вектора ветра, направленную по ЛЗП (иэ ^ U cos УВ). Создает такую же путевую скорость, как и фактический ветер: W = V ± С/э. Используется он при выполнении расчетов дальности и радиуса полета.